С чистого листа — Архитектор

С чистого листа Все творческие профессии объединяет один факт. Работа над созданием того или иного произведения начинается с чистого листа, холста, девственного куска мрамора или глины. Дизайнер, планируя интерьер, тоже оказывается в похожей ситуации. Только чистым листом в данном случае является пространство, ограниченное серыми бетонными стенами.

Исходным материалом для создания этого интерьера послужили две квартиры — двухкомнатная и трехкомнатная, которые архитектору-дизайнеру Марии Тихомировой предстояло объединить в одну. Как часто бывает в монолитных домах индивидуальной планировки, межкомнатные перегородки существовали лишь на поэтажном плане. Единственным препятствием для обозрения двухсотметрового пространства оказалась стена, разделявшая квартиры. Но и ее можно было с легкостью дематериализовать сначала на бумаге, а затем и в действительности, поскольку она не являлась несущей.

Квартиру следовало спланировать так, чтобы в ней было комфортно всем ее обитателям. Под этим понималось не только рациональное зонирование, но и удобная конфигурация комнат, рассчитанная с учетом интересов и увлечений каждого члена семьи.

Помимо просторной парадной части, предстояло обустроить две детские — для мальчика школьного возраста и девочки-дошкольницы, кабинет и спальню. В комнате юноши нужно было предусмотреть место для занятий по классу фортепиано, а кроме того, принять во внимание его увлечение фотографией, выделив некоторое пространство для архива и экспозиции работ. Казалось бы, благодаря значительной площади квартиры проблем с зонированием не должно возникнуть. Однако из-за особенностей расположения несущих конструкций возможных вариантов оказалось не так уж и много.

Положительным моментом для планировочного решения стало то, что после объединения квартир к ним удалось присоединить и часть лестничной клетки. Один из проемов заложили, другой послужил проходом в коридор, а пространство устроенной на месте лестничной клетки прихожей оказалось изолированным от расположенной рядом приватной части квартиры с двумя детскими. В целом планировка получилась несколько непривычной, поскольку из прихожей обычно сразу же проходят в гостиную. В нашем же случае чтобы попасть в парадную часть, нужно миновать детскую половину. Такое зонирование продиктовали несущие конструкции. Единственно свободное от них большое пространство оказалось в центре квартиры, а не у входа в нее. Однако у подобного планировочного решения есть и очевидное преимущество — детская и родительская половины изолированы друг от друга. Любой психолог отметит в этом положительный момент — такое расположение комнат поможет приучить детей к самостоятельности.

Парадную часть предстояло сделать довольно многофункциональной. Хозяева хотели видеть в ней и гостиную, и кухню со столиком для завтраков, и полноценную столовую, и удобно расположенный домашний кинотеатр. Конечно же, все это не сразу появилось на своих местах. Работа дизайнера в чем-то похожа на игру в пазлы: чтобы получить комфортное пространство, приходится множество раз “передвигать” на плане декоративные перегородки и мебель до тех пор, пока не найдется оптимальный вариант. В нашем случае единственной постоянной величиной оставалась кухня. Ее необходимо было привязать к стояку. Затем следовало спроектировать барную стойку, учитывая принципы эргономики не только в ее обтекаемой форме, но и в расположении. Когда нашлось место для обеденного стола (его установили в эркере), то по сторонам от него образовались две диванные зоны. Более просторную, отвели под домашний кинотеатр. Здесь же дизайнер предложила “обогнуть” внешнюю стену, образующую прямой угол, низкой полукруглой полкой с деревянной столешницей, предполагая, что она окажется весьма полезной в качестве раздаточного столика или подставки для дисков.

Визуально выделить каждую часть парадного пространство в самостоятельную зону — дело техники. Заметим, что применяемые для этого декоративные приемы всем знакомы. Однако именно в грамотном и рациональном их использовании, позволяющем создать стильный, но не перегруженный излишними деталями интерьер, и проявляется профессионализм дизайнера. Например, многие не делают в своих квартирах подиум, боясь об него споткнуться. Но при грамотном подходе этого не произойдет. В парадной части с помощью подиумов выделены кухня, диванная и пространство домашнего кинотеатра, и, поверьте, они никому не доставляют никакого дискомфорта по двум причинам. Во-первых, их высота рассчитана дизайнером не по принципу “как захочется”, а по законам эргономики. Человеку, даже если он пользуется автомобилем и лифтом, все равно приходится преодолевать несколько ступенек в день — при входе в магазин, подъезд или спортклуб. Поэтому в подсознании каждого из нас заложена стандартная высота ступени 12–15 см, на которую нога поднимается автоматически. Высота наших подиумов находится в этом же диапазоне. Во-вторых, декоративные элементы выделены визуально с помощью подсветки (светильники вмонтированы в торцы) и смены цвета и фактуры напольного покрытия. Сами подиумы, как и пол в парадных и приватных помещениях, покрыты паркетом из красного канадского дуба (домашний кинотеатр и диванная) или керамогранитом (кухня) светлых оттенков, а их полукруглые края “очерчены” на основном уровне пола полосами, выложенными из мрамора насыщенного красно-коричневого цвета. Точнее, из плиток литокерамики. Это конгломерат, состоящий из двух слоев: нижний — керамический, верхний — мраморный. Материал проще укладывается, а в остальном ничем ни отличается от натурального и требует специального ухода, как и любой камень. Правда, первое замечание относится к техническим характеристикам, а отнюдь не к подбору оттенка. Особенность покрытия из природного камня заключается в том, что не всегда удается соблюсти идеально одинаковый тон. В нашем случае ситуацию спасло то, что поверхность, покрываемая литокерамикой, занимала не очень большую площадь, и дизайнер смогла отобрать из общей партии плитки для каждого фрагмента близкий по тону мрамор.

Полукруглые перегородки с фигурными прорезями заметно преобразили пространство парадной части. Несмотря на то, что все они перекликаются по форме, выделенные с их помощью зоны обрели индивидуальность. Отметим, что перегородки сделаны из пеноблоков (для придания им скругленной формы, блоки стесывались), а значит, закрепленные в прорезях стеклянные полки способны выдержать значительный вес. Все декоративные элементы, включая подвесной потолок, сложная форма которого подчеркнута дополнительным скрытым освещением, ясно и четко организуют пространство. Они словно образуют два воздушных полукруглых коридора. Один ведет мимо диванной в столовую, другой проходит дальше — из столовой мимо кухни к кабинету и спальне.

Подбирая материал для отделки стен, хозяева сразу же отказались от обоев и декоративных покрытий. Понимая, что маленькая дочка будет использовать стены в качестве чистого листа для своих первых рисунков, им был необходим материал, который можно было бы легко использовать при фрагментарной реставрации. Архитектор предложила фасадную итальянскую краску Biera. Оказалось, что окрашенная ею поверхность не только легко моется, но и затушевывается в загрязненных местах, не оставляя при этом пятен. Краска характеризуется еще одной замечательной способностью — на нее великолепно ложится роспись, которую с самого начала хотели сделать в комнате девочки. Забавные герои страны мумитролей поселились на двух противоположных стенах. Эскизы сделала дизайнер, взяв сценки из детской книжки и раскрасив их на компьютере, от чего они приобрели характер мультипликационной расцветки. Художнице же осталось только перенести в увеличенном размере эскизы на стены.

В отделке использован еще один оригинальный материал — кухонный фартук облицован мелкой, но не мозаичной плиткой, сделанной из богемского стекла. Причем ее поверхность не матовая и не глянцевая, а рифленая. Фартук предполагалось сделать в тон металлическим поверхностям встроенной техники, поэтому архитектор выбрала плитки благородного серебристо-серого цвета. Чтобы поверхность не выглядела монотонно, при укладке в пропорции 3:1 использовали и бежевую плитку.

Все приватные комнаты имеют в плане уступы, что обусловлено расположением несущих конструкций, примыкающих к внешним стенам. Например, если бы перегородку между кабинетом и спальней сделали бы продолжением несущей стены, то последняя комната получилась бы настолько узкой, что кровать в ней можно было бы установить, а вот подойти к ней оказалось бы затруднительно. Поэтому ближе к входу в комнаты спальня расширяется, а кабинет, соответственно, сужается, за счет чего и образуется уступ. Чтобы он не воспринимался глухой конструкцией, дизайнер предложила оформить торцевую сторону витражом. Идея всем понравилась, тем более что орнамент из цветного стекла стал украшением обеих комнат. Правда, его композицию удалось придумать не сразу. Решение использовать в интерьере витражи подтолкнуло к покупке межкомнатных дверей со вставками из матового стекла, на которое пескоструйным способом был нанесен волнообразный рисунок и наплавлены кусочки разноцветных стеклышек. Этот рисунок и послужил основой для композиции витражей — еще один смонтировали в перегородке между ванной комнатой и спальней.

Ванная комната отличается как оригинальным декоративным решением, так и планировкой. Душевая и унитаз размещены в небольших отсеках, которые могут быть изолированы от основного пространства с помощью раздвижных дверей из матового стекла. Отсеки отделены друг от друга широкой стеной, в толще которой скрыт сливной механизм унитаза. Над гидромассажной ванной натянут глянцевый полимер с так называемым звездным небом. Причем огоньки моргают и светятся разными цветами. Именно для этого эффекта нужно было не только установить над потолком специальную пушку, но и обеспечить к ней свободный доступ. На натяжном потолке люк выглядел бы не эстетично, поэтому его расположили со стороны душевой, разместив рядом и механизм звездного неба. Пол в ванной отделан бежевым мрамором. В тон ему подобран керамогранит для частичной облицовки стен. Основная же их плоскость покрыта плиткой из того же материала, но теплого светло-коричневого цвета, выгодно оттеняющего витраж.

Работа дизайнера, начинающаяся, как и у художника, с чистого листа, отличается одним, но существенным принципом. Если живописец может позволить себе некоторую небрежность в исполнении, сославшись на авторский почерк, то в работе над созданием интерьера она способна обернуться в лучшем случае множеством недоделок, а в худшем — дискомфортом, который хозяева будут постоянно ощущать на протяжении всей жизни в квартире. Автор этого проекта не упускает из виду ни одну деталь, поэтому чистый лист в ее руках способен превратиться в прекрасный интерьер.

Корреспондент журнала «Современный дом»
Ирина Куприянова